ТЕМНЫЕ ИСКУССТВА.ЧЕРНОМАГИЧЕСКИЙ ФОРУМ НАТАЛИ ГЕБО!
Регистрация    Вход    Форум    Поиск    FAQ

Список форумов » Магия » Марийская религия




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Марийская традиционная вера.
 Сообщение Добавлено: 07-11, 01:52 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-11, 21:25
Сообщения: 580
В отличие от монотеистических религий, созданных тем или иным основателем и его последователями, марийская традиционная религия сложилась на основе древнего народного мировоззрения, включающего религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам, почитанием предков и покровителей сельскохозяйственных занятий. На формирование и развитие традиционной религии марийцев оказали влияние религиозные воззрения соседних народов Поволжья и Приуралья, основы вероучения ислама и православия.

Почитатели традиционной марийской религии признают Единого Бога T?? Ош Кугу Юмо и девятерых его помощников (проявлений), ежедневно три раза читают молитву, один раз в год принимают участие на коллективном или семейном молении, в течение жизни не менее семи раз проводят семейное моление с жертвоприношением, регулярно проводят традиционные поминки в честь умерших предков, соблюдают марийские праздники, обычаи и обряды.

До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога Т?? Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог (Бог - Вселенная) считается вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим, и всеправедным Богом. Он проявляется как в материальном, так и духовном обличии, выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за:

* спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого - бог светлого мира (Т?ня юмо), животворящий бог (Илян юмо), божество творческой энергии (Агавайрем юмо);
* милость, праведность и согласие: бог судьбы и предопределения жизни (П?рш? юмо), всемилостивый бог (Кугу Серлагыш юмо), бог согласия и примирения (Мер юмо);
* всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни: богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава) и богиня изобилия (Перке Ава).

Вселенная, мир, космос в духовном понимании марийцев представляются как непрерывно развивающаяся, одухотворяющаяся и преобразующаяся от века к веку, от эпохи к эпохе система разнозначных миров, духовных и материальных природных сил, явлений природы, неуклонно стремящаяся к своей духовной цели - единению с Вселенским Богом, поддерживающим неразрывную физическую и духовную связь с космосом, миром, природой.
Т?? Ош Кугу Юмо является бесконечным источником бытия. Как и вселенная, Единый Светлый Великий Бог постоянно меняется, развивается, совершенствуется, вовлекая в эти изменения все мироздание, весь окружающий мир, в том числе и само человечество. Время от времени, через каждые 22 тысячи лет, а иногда и раньше, по воле Бога происходит разрушение какой-то части старого и сотворение нового мира, сопровождающийся полным обновлением жизни на земле.

Последнее сотворение мира произошло 7512 лет тому назад. После каждого нового сотворения мира жизнь на земле качественно улучшается, в лучшую сторону меняется и человечество. С развитием человечества происходит расширение человеческого сознания, раздвигаются границы миро- и боговосприятия, облегчается возможность обогащения знаний о вселенной, мире, предметах и явлениях окружающей природы, о человеке и его сущности, о путях совершенствования человеческой жизни.

Все это, в конечном итоге, вело к формированию ложного представления у людей о всесилии человека и его независимости от Бога. Изменение ценностных приоритетов, отказ от богоустановленных принципов общежития потребовали божественного вмешательства в жизнь людей посредством внушений, откровений, а иногда и наказаний. В трактовке основ богопознания и миропонимания важную роль стали играть святые и праведные люди, пророки и божьи избранники, которые в традиционных верованиях марийцев почитаются как старейшины - наземные божества. Обладая возможностью периодически общаться с Богом, получать Его откровение, они стали проводниками неоценимых для человеческого общества знаний. Однако нередко они сообщали не только слова откровения, но и собственную образную их интерпретацию. Полученная таким образом божественная информация стала основой для формирующихся этнических (народных), государственных и мировых религий. Произошло и переосмысление образа Единого Бога Вселенной, постепенно сглаживались чувства связанности и непосредственной зависимости людей от Него. Утверждалось неуважительное, утилитарно - хозяйственное отношение к природе или, наоборот, благоговейное почитание стихийных сил и явлений природы, представляемых в образе самостоятельных божеств и духов.

Среди марийцев сохранились отголоски дуалистического мировоззрения, в которой важное место занимала вера в божеств сил и явлений природы, в одушевленность и одухотворенность окружающего мира и существование в них разумного, самостоятельного, материализованного существа - хозяина - двойника (водыж), души (чон, ?рт), духовной ипостаси (шырт). Однако марийцы верили, что божества, все окружающее в мире и сам человек являются частью единого Бога (Т?? Юмо), его образом.

Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись антропоморфными чертами. Марийцы понимали важность активного соучастия человека в делах божьих, направленных на сохранение и развитие окружающей природы, постоянно стремились приобщать богов в процесс духовного облагораживания и гармонизации повседневной жизни. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обостренным внутренним зрением, усилием своей воли могли получить духовное просветление и восстановить в начале ХIХ века образ забытого единого Бога Т?? Юмо.

Единый Бог - Вселенная объемлет все живое и весь мир, выражает себя в почитаемой природе. Ближайшая к человеку живая природа является его образом, но не самим Богом. Человек способен составить лишь общее представление о Вселенной или ее части, на основе и с помощью веры познав ее в себе, испытав живое ощущение божественной непостижимой реальности, пропустив через собственное "Я" мир духовных существ. Однако полностью познать Т?? Ош Кугу Юмо - абсолютную истину нельзя. Марийская традиционная религия, как и все религии, имеет лишь приближенные знания о Боге. Только премудрость Всеведущего охватывает всю сумму истин в себе.

Марийская религия, как более древняя, оказалась ближе к Богу и абсолютной истине. В ней мало влияния субъективных моментов, она меньше подверглась социальной модификации. Принимая во внимание стойкость и терпеливость в сохранении переданной предками древней религии, самоотверженность при соблюдении обычаев и обрядов, Т?? Ош Кугу Юмо помог марийцам сохранить истинные религиозные представления, защитил их от размывания и необдуманных изменений под влиянием всевозможных нововведений. Это позволило марийцам сохранить свое единство, национальное самосознание, выжить в условиях социального и политического гнета Хазарского каганата, Волжской Булгарии, татаро-монгольского нашествия, Казанского ханства и отстоять свои религиозные культы в годы активной миссионерской пропаганды в XVIII - XIX вв.

Марийцев отличает не только божественность, но и добросердечность, отзывчивость и открытость, готовность в любое время прийти на помощь друг другу и нуждающимся. Марийцы в тоже время свободолюбивый народ, любящий во всем справедливость, привыкший жить спокойной размеренной, как и окружающая нас природа, жизнью.

Традиционная марийская религия непосредственно влияет на формирование личности каждого человека. Творение мира, как и человека осуществляется на основе и под воздействием духовных начал Единого Бога. Человек является неразрывной частью Космоса, растет и развивается под воздействием тех же космических законов, наделен образом Божьим, в нем, как и во всей Природе, сочетаются телесное и божественное начала, проявляется родство с природой.

Жизнь каждого ребенка задолго до его рождения начинается с небесной зоны Вселенной. Первоначально она не имеет антропоморфной формы. Бог посылает жизнь на землю в материализованной форме. Вместе с человеком развиваются и его ангелы-духи - покровители, представляемые в образе божества Вуй?мбал юмо, телесной души (чон, йа?) и двойников - образных воплощений человека ?рт и шырт.

Все люди в равной мере обладают человеческим достоинством, силой ума и свободы, человеческой добродетелью, вмещают в себе всю качественную полноту мира. Человеку дана возможность регулировать свои чувства, контролировать поведение, осознать свое положение в мире, вести облагороженный образ жизни, активно творить и созидать, заботиться о высших частях Вселенной, защищать животный и растительный мир, окружающую природу от исчезновения.

Являясь разумной частью Космоса, человек, как и постоянно совершенствующийся единый Бог, во имя своего самосохранения вынужден постоянно работать над самосовершенствованием. Руководствуясь велением совести (ар), соотнося свои действия и поступки с окружающей природой, достигая единства своих помыслов с сотворчеством материальных и духовных космических начал, человек, как достойный хозяин своей земли, своим неустанным повседневным трудом, неиссякаемым творчеством укрепляет и рачительно ведет свое хозяйство, облагораживает окружающий мир, тем самым совершенствует самого себя. В этом и состоит смысл и назначение человеческой жизни.

Исполняя свое предназначение, человек раскрывает свою духовную сущность, восходит на новые ступени бытия. Через совершенствование себя, исполнение предначертанной цели человек совершенствует мир, достигает внутреннего благолепия души. Традиционная религия марийцев учит, что за такую деятельность человек получает достойное вознаграждение: он значительно облегчает свою жизнь на этом свете и участь в загробном мире. За праведную жизнь божества могут наделить человека дополнительным ангелом-хранителем, то есть утвердить бытийность человека в Боге, обеспечив тем самым способность к созерцанию и переживанию Бога, гармонию божественной энергии (шулык) и человеческой души.

Человек свободен в выборе своих действий и поступков. Он может вести жизнь как в направлении Бога, гармонизации своих усилий и устремлений души, так и в обратном, разрушительном направлении. Выбор человека предопределяется не только божественной или человеческой волей, но и вмешательством сил зла.

Правильный выбор в любой жизненной ситуации можно сделать лишь познав самого себя, соразмерив свою жизнь, повседневные дела и поступки со Вселенной - Единым Богом. Имея такой духовный ориентир, верующий становится подлинным хозяином своей жизни, обретает независимость и душевную свободу, спокойствие, уверенность, проницательность, рассудительность и размеренность чувств, непоколебимость и настойчивость в достижении поставленной цели. Его не тревожат жизненные невзгоды, социальные пороки, зависть, корысть, эгоизм, стремление к самоутверждению в глазах окружающих. Будучи подлинно свободным, человек обретает достаток, спокойствие, разумную жизнь, защитит себя от любого посягательства со стороны недоброжелателей и злых сил. Его не напугают темные трагические стороны материального бытия, узы нечеловеческих мук и страданий, скрытые опасности. Они не помешают ему продолжать любить мир, земное существование, радоваться и любоваться красотой природы, культурой.

В повседневной жизни верующие традиционной марийской религии придерживаются таких принципов, как:

* постоянное самосовершенствование путем укрепления неразрывной связи с Богом, регулярного его приобщение ко всем важнейшим событиям в жизни и активного соучастия в божественных делах;
* нацеленность на облагораживание окружающего мира и общественных отношений, укрепление человеческого здоровья путем беспрестанного поиска и обретения божественной энергии в процессе творческого труда;
* гармонизация отношений в обществе, укрепление коллективизма и сплоченности, взаимной поддержки и единства при отстаивании религиозных идеалов и традиций;
* единодушная поддержка своих духовных наставников.
* обязательность сохранения и передачи последующим поколениям лучших достижений: прогрессивных идей, образцовых изделий, элитных сортов зерновых и пород животноводства и т.д.

Традиционная религия марийцев главной ценностью в этом мире считает все проявления жизни и призывает ради ее сохранения проявлять милость даже по отношению к диким зверям, преступникам. Доброта, добросердечность, согласие во взаимоотношениях (взаимная помощь, взаимоуважение и поддержка дружественных отношений), бережное отношение к природе, самодостаточность и самоограничение в использовании природных богатств, стремление к знаниям также считаются важными ценностями в жизни общества и в регулировании отношений верующих с Богом.

В общественной жизни традиционная религия марийцев стремится поддерживать и совершенствовать социальную гармонию.

Марийская традиционная религия объединяет верующих древнемарийской (чимарийской) веры, почитателей традиционных верований и обрядов, принявших крещение и посещающих церковное богослужение (марла вера) и приверженцев религиозной секты «Кугу Сорта». Эти этноконфессиональные различия сформировались под воздействием и в результате распространения православной религии в крае. Религиозная секта «Кугу Сорта» оформилась во второй половине XIX века. Существующие между религиозными группами определенные несоответствия в верованиях и обрядовой практике не играют существенного влияния в повседневной жизни марийцев. Эти формы традиционной марийской религии составляют основу духовных ценностей марийского народа.

Религиозная жизнь приверженцев традиционной марийской религии проходит в пределах деревенской общины, одного или нескольких сельских советов (мирской общины). На всемарийских молениях с жертвоприношением могут принять участие все марийцы, образуя тем самым временную религиозную общину марийского народа (национальная община).

Марийская традиционная религия до начала XX века выступала как единственный социальный институт сплочения и единения марийского народа, укрепления его национального самосознания, утверждения национальной самобытной культуры. Вместе с этим, народная религия никогда не призывала искусственно разъединять народы, не возбуждала противоборство и противостояние между ними, не утверждала исключительность какого-либо народа.

Нынешнее поколение верующих, признавая культ Единого Бога Вселенной, убеждено в том, что этому Богу могут поклоняться все люди, представители любой национальности. Поэтому они считают возможным приобщить к своей вере любого человека, верящего в его всемогущество.

Любой человек, независимо от национальности и вероисповедания является частью Космоса, Вселенского Бога. В этом отношении все люди равны и достойны уважения, справедливого к ним отношения. Марийцы всегда отличались веротерпимостью и уважительным отношением к религиозным чувствам иноверцев. Они считали, что религия каждого народа имеет право на существование, достойна почитания, поскольку все религиозные обряды направлены на облагораживание земной жизни, улучшение ее качества, расширение возможностей людей и способствуют приобщению божественных сил и божественной милости к повседневным нуждам.

Наглядным свидетельством тому является образ жизни приверженцев этноконфессиональной группы «марла вера», которые соблюдают как традиционные обычаи и обряды, так и православные культы, посещают храм, часовни и марийские священные рощи. Нередко традиционные моления с жертвоприношениями они проводят перед специально принесенной для этого случая православной иконой.

Почитатели марийской традиционной религии, уважая права и свободы представителей других конфессий, ожидают такого же уважительного отношения к себе и совершаемым культовым действиям. Они считают, что поклонение Единому Богу - Вселенной в наше время является весьма своевременным и достаточно привлекательным для современного поколения людей, заинтересованных в распространении экологического движения, в сохранении первозданной природы.

Традиционная религия марийцев, включая в свое миросозерцание и практику положительный опыт многовековой истории, ставит своими ближайшими целями утверждение подлинно братских отношений в обществе и воспитание человека облагороженного образа, защищает себя праведностью, преданностью общему делу. Она и впредь будет отстаивать права и интересы своих верующих, защищать их честь и достоинство от всякого посягательства на основе принятого в стране законодательства.
Попов Н.С., Таныгин А.И. "Юмын й?ла" ("Основы традиционной марийской религии")

Пошарыме (пошартыш) - разновидность порчи, вызывающая упадок сил, общее недомогание, отнимающая способность к сопротивлению. Существует 12 разновидностей пошарыме. Один из заговоров для наведения пошарыме:

Когда сможет поднять и поставить сосну, упавшую и пролежавшую 77 лет, только тогда пусть сможет поднять свое тело!
Когда сможет поднять и поставить дуб, упавший и пролежавший 77 лет, только тогда пусть сможет поднять свое тело!
Когда сможет поднять и поставить кряж, пролежавший 77 лет, только тогда пусть сможет поднять свое тело!

Заговор для снятия пошарыме:

Когда колдун-еретик сможет, сделав из утреннего солнца красный клубок, играть им, подкидывая, только тогда пусть сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет, сделав из обеденного солнца белый, клубок, играть им, подкидывая, только тогда пусть сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет, сделав из вечернего солнца черный клубок, играть им подкидывая, только тогда пусть сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет состричь пух старой пчелиной матки, спрясть из него белую нить, сшить белую одежду, надеть её, выйти и встать перед 77 разными народами, только тогда пусть сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет состричь пух молодой пчелиной матки, спрясть из него белую нить, сшить белую одежду, надеть её, выйти и встать перед 77 разными народами, только тогда пусть сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет сделать, чтобы молния перестала сверкать, пусть только тогда сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет сделать, чтобы гром перестал греметь, пусть только тогда сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет сделать, чтобы туча перестала плыть, пусть только тогда сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет сделать, чтобы перестали бить 77 разных родников, пусть только тогда сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет сделать, чтобы ураган дул, не переставая, пусть только тогда сможет испортить Н.! Тьфу!
Когда колдун-еретик сможет лишить возможности улететь с воды 77 разных птиц, пусть только тогда сможет испортить Н.! Тьфу! Тьфу! Тьфу!

После вышеприведённого «отделения» порчи «пошартыш», читается один из заговоров «растворения» (шулымо), например:

Как тает утренняя заря, пусть так же растает(…)
Как тает вечерняя заря, пусть так же растает(…)
Как тает утренний туман, пусть так же растает(…)
Как тает вечерний туман, пусть так же растает(…)
Как тает утренняя роса, пусть так же растает(…)
Как тает вечерняя роса, пусть так же растает(…)
Как тает утренний иней, пусть так же растает(…)
Как тает радуга, пусть так же растает(…)
Как тает пена на воде, пусть так же растает(…)
Как тает пена на мёде, пусть так же растает(…)
Как тает пена на масле, пусть так же растает(…)

Заговоры «шулыме» наговаривают после «отделения» (ш?рымо), они универсальны, вместо «(…)» вставляем то, что надо растворить - порчу, сглаз, болезнь (или силу тела, рук, ног вражины, разумеется, после соответствующего заговора).

ВЫЗОВ
Соль прокаливается на сковородке, читается заговор:

Еѓ кондымо.

Кугу тул, нимо деч тале улат! Тиде шинчал шўраш кузе пудештеш, туге пудештын толжо! Тул Ава, Тул Ача, Тылзе Ава, Тылзе Ача, Шўдыр Ава, Шўдыр Ача, шкендан писылыкта дене Н. кондыза! Кугу омсам почын, кум замокым шалалтен ик кас, ик йўд, ик кечывал кугу омсам почын, кугу капкам почын, кугу море вўд покшелне ик кугу тумо. Тормакше еда ия-шамыч, йолда ден каен, тўкда ден тўкен, почда ден лупшен Н. кондыза!
Тул Ава, Тул Ача, Тылзе Ава, Тылзе Ача, Шўдыр Ава, Шўдыр Ача, шкендан писылыкта дене Н. кондыза мый декем ик минутышто, ик секундышто шинчен-шинчашыже, шогал-шогашыже ерыкым ида пу!



«Великий огонь, ты сильнее всего! Как эта соль трещит, пусть так же Н. с треском явится ко мне! Мать Огня, Отец Огня, Мать Луны, Отец Луны, Мать Звезды, Отец Звезды, как можно скорее, как только вы сможете, приведите ко мне Н!
Разбейте три замка, откройте большую дверь, идите один вечер, одну ночь, один день. За большой дверью, за большими воротами, посреди большого моря стоит большой дуб. Черти, сидящие на всех корягах, идите ногами, толкайте рогами, хлещите хвостами, приведите ко мне Н!
Мать Огня, Отец Огня, Мать Луны, Отец Луны, Мать Звезды, Отец Звезды, как можно скорее, как только вы сможете, приведите ко мне Н, в одну минуту, в одну секунду! Не давайте ему спокойно ни одной минуты, ни одной секунды, ни сидеть, ни стоять!»

Марийские заговоры.

В марийской магии заговоры считаются главным методом воздействия. Колдуны говорят, что заговор концентрирует энергию, он есть сама энергия. Заговор по-марийски так и называется — Ю 'энергия'. Иногда заговор называют ш?ведыш 'то, что выплевывают', ш?ведыш ю - 'выплевываемая энергия', так как заговаривающий человек в конце фразы резко выдыхает, как будто сплёвывает, воздух; со стороны это похоже на плевание.
Заговор создает психологическую воображаемую связь между человеком и различными объектами его интереса. Заговором люди осознанно или интуитивно меняют сами себя и через себя окружающий мир. Ведущим компонентом заговора является образ, воображение. Наилучшим временем для заговаривания являются утренняя и вечерняя зори. Лечение (снятие сглаза, порчи) как знахарю, так и пациенту желательно проводить натощак. Заговоренную воду или другой предмет нельзя греть, кипятить, класть в горячую воду, в огонь, иначе энергия испарится. Заговоренную воду или соль или другой предмет нельзя также держать возле открытой воды, так как вода впитывает энергию заговора. Поэтому, когда заговоренный предмет переносят через реку, озеро, другие водоемы, его нужно ставить на голову или спрятать под левую подмышку, изолируя от открытой воды.
Заговор производится чаще всего в 4 позах:
1. Заговаривающий держит в руке нож или ножницы, которые направляет на заговариваемый объект, обеими ногами наступает на нож или другой предмет с острым лезвием (топор, пила, серп, коса и т. д.)
2. Заговаривающий в одной руке держит нож или ножницы, который направляет на заговариваемый объект, в другой руке — метлу. Метла означает, что ею выметают болезни и порчу.
3. Наступает обеими ногами на метлу, в руке нож или ножницы.
4. В руке нож или ножницы, под ногами ничего нет.
Приняв необходимую позу, перед заговариванием обязательно призывают помощников, которых называют свидетелями (танык). Призыв помощников называется таныктарыме (таныктараш 'делать свидетелем'). Это делается для того, чтобы наполнить себя силой (энергией). При легких, не энергозатратных ритуалах таныктарыме не проводится.
Колдуны, придерживающиеся марийской религии, призывают на помощь марийских богов, различных зверей, птиц, деревья, облака, звезды и т. д. Сами марийские лечебные заговоры состоят из двух частей: отделение и растворение.
1. Отделение (ш?ртыш). Это главная часть заговора, отделяющая от тела и ауры человека злые чары и духов.
2. Растворение (шултыш). Отделившиеся чары и духов растворяют, превращают в ничто. Если этого не сделать, они вновь войдут в больного, ритуал будет бесполезным.
Вместо растворения иногда делают возврат 'п?ртылтыш, п?рыктыш', если известно, кто сделал чары и порчу или известно, откуда пришли духи.
Закончив заговор, знахарь с размаху втыкает нож в пол или, подняв руку вверх, выпускает нож из руки таким образом, чтобы он острием вонзился в пол. При этом мысленно или вслух произносит: «Пусть воткнется в сердце-печень колдуна» (Локтызын ш?мышкыж?-мокшышкыжо керылтше) или «Вонзаю в злого духа» (Осал мужыш керам).
При заговаривании используются особые дыхательная и мыслительная техники.
Главное здесь — беспрерывная очень быстрая, даже неразборчивая, речь и беспрерывное создание и чередование мысленных образов (картин). Дыхание при заговаривании отлично от обычного дыхания. Если при обычном дыхании человек произносит слова лишь на выдохе, то при заговаривании слова произносятся беспрерывно и слитно как на вдохе, так и на выдохе и в паузах между вдохом и выдохом, а дыхание ведется одновременно через нос и рот. Это возможно лишь при произнесении слов шепотом или мысленно.
Заговоры произносятся очень быстрым шепотом, дыхание ритмичное, без задержек и пауз. Завершив фразу, резко дуют на заговариваемый предмет, чертят над ним крест, как бы закрывая крышкой, чтобы энергия не вышла из предмета.
В заговаривании важен весь ритуал: и слова, и ритм, и дыхание, и создание мысленных образов, и то, какие предметы применяются. Ничего лишнего здесь нет, все необходимо выполнять так, как требует ритуал.
Важны качества того человека, который исполняет заговор. Не у всех людей заговор имеет силу. Прежде всего, он должен иметь дар (талант). Такой дар дается или от бога или от умерших знахарей в тот момент, когда человек находится в бессознательном состоянии, в клинической смерти, а его душа посещает мир умерших. Для приобретения дара человек должен «умереть» и «воскреснуть», что напоминает становление шамана у сибирских народов.
Другие требования к тому, кто заговаривает:
1. человек должен иметь все зубы. Если зубов не хватает то этот недостаток преодолевается тем, что перед заговариванием произносят «Заговариваю стальными зубами», «Грызу болезнь стальными зубами» и т. п., а во время заговаривания нужно обязательно стоять на остром железном предмете;
Овда-марийская ведьма.

«Посмотри на меня: Я – овада. Я безумна и я мудра, я старуха и я девица, я живу, хотя я мертва. Мои волосы – это ветер, мои глаза – это ночь, в моем сердце нет крови, моя душа пуста. Не живая, но и не тленна. Я – овада и песнь – это слово мое, и слез не знают мои глаза. Крови требуют мои губы. Боли требуют мои пальцы. Мои волосы – корни древа, мое платье – ночная мгла. Я – овада и я свободна, я – овада и я – раба» (из финно-угорского эпоса) Овда – это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды, чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза). Еще в древности славянские племена, проживавшие бок о бок с предками современных мари, мордвы, коми, удмуртов, саамов, хантов, манси и, отчасти, чувашей (народ тюркской языковой группы на 2/3 имеющий финно-угорские традиции и обычаи), знали, что их соседи владеют загадочной силой природы: умеют приманить зверя, заговорить кровь, сварить приворотное зелье, ведают разные травы и корения. «Чудь белоглазая» - так называли поморы низкорослых и тонкокостных соседей, обладавших характерным светло-светло-серым («водянистым») цветом глаз и волос. «Чудь» - то есть чудесный, магический народ, а потому опасный, как все иное и непонятное. Да и в легендах и сказаниях самих мари есть повод для подобных страхов. Одним из самых ярких персонажей является Овда / Овада. Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на «красных девиц» и «добрых молодцев». В более поздних народных поверьях - это одинокая старая женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей возраст уходит в глубь веков («Когда моя бабушка еще была маленькой девочкой, Она уже была древней как мир» - так сказал автору однажды известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду из Килемарского района республики). Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол). Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать три злых (Во как! Какой интересный «баланс» - вроде, как и не хочется, а нужно!). Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков, конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает собственную душу – не больше и не меньше. Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и жизненную силу (вспомним «девицу-огневицу» или иначе «огневку» из Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в ненасытной роковой женщине). Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой ДАР (именно дар, а не что иное) и «злую» судьбу какой-либо женщине, а еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело, долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в крыше ее дома, а иначе ее «черная» душа не покинет тело. До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную плату. Наиболее «добрые бабушки» проживают в Сернурском и Килемарском районах края. Хотя давно известно, что любое колдовство, наведенное Овдой, - это палка о двух концах. Да, оно даст результат, но счастья от этого не будет: рожденный бесплодной женщиной ребенок вырастет наркоманом, вылеченный от рака человек умрет через год, например, под колесами поезда, а привороженный мужчина сопьется. Но некоторые все же считают, что цена того стоит. Бог им судья! Комментарий: разговаривала с одной дамой, которая родилась в отдаленной марийской деревне. Она сказала, что бабушка ей рассказывала, что овда - лесной дух, ноги и руки у нее вывернуты наоборот по отношению к телу (т.е. пятками и локтями вперед. Овда - не человек.


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Список форумов » Магия » Марийская религия


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Русская поддержка phpBB
ЧЕРНАЯ МАГИЯ .